27.05.2018
Все статьиКонсолями Sony я пользуюсь без малого восемь лет, со времен заката эры Playstation 2 и начала рассвета эпохи Playstation 3, ставшей легендарной для целого поколения геймеров. До консолей, игры, попадавшие в мой обиход, были сугубо PCшные. Запусками разнообразных Linuxов, MacOSей и FreeBSD я не заморачивался, поэтому все игры, да и большая часть жизни, проводимая за компьютером, была сквозь окна компании Microsoft (а XP и 7 до сих пор вызывают скупую слезу радости). На то же времена пришлось развитие платформы Steam, где только у ленивого или совсем далекого от игр человека не было набора the Orange Box. С установщиками программ, простыми ли, нагруженными дополнительными софтом и утилитами особых проблем не возникало, и сложно было представить возможность упрощения двух-трех шагов, отделявших от игры. Помните, как часто приходилось искать новые драйверы или библиотеки для DirectX? — это сейчас dxwebsetup обыденная программка. Покажите мне ее в те времена, не задумываясь присвоил бы ей титул «чудо». Столкнувшись с консолью каково же было удивление что для игры мне требовалось всего-лишь нажать кнопку «скачать» в Playstation Store или вставить диск с игрой в привод. Консоль во всем была такой: простой, логичной и понятной.
Интерфейс Sony Playstation 3 мог озадачить человека, который ни разу не сталкивался с таким минимализмом. Настолько простую навигацию по меню сложно было переплюнуть или не понять. Все настройки в одном месте, фотографии, видео тоже. Научится обращаться с такой системой было очень просто и не занимало много времени. Игровые функции, будь то сохранения игр или сохраненные данные игр, все находилось в отдельных местах на виду. Ко всему был доступ, ничего не приходилось искать. В начале, поиск занимал не дольше чем те же настройки в Windows. Такие же отдельные менюшки для управления портативной консолью Sony Playstation Vita. Отдельное приложение Playstation Store для покупок всего и вся. Возможность изменить тему экрана, иконки, которые можно приобрести в официальном магазине или скачав не менее красивые сделанные умельцами, на просторах интернета. С консолью не было нужды лезть в инструкцию. Как и большинству людей, все интересно познать самому, ровно до момента пока не сломаешь. В дальнейшем, по мере использования, конечно, вылезали неприятные моменты, которые можно было списывать на ограниченность ресурсов: одна загрузка за раз, невозможность запустить обновление игры фоном, долгие обновления игр, без которых невозможно запустить игру и другие.
Были вопросы к разъемам. Главным проблемным выходом можно считать Sony’вский выход на тюльпан. Его было сложно и дорого искать. Разъемом этим часто пользовался, когда сама консоль была подключена к монитору; звук выводил на ту же систему 2.1, через которую работал и компьютер. Но видео, конечно же, шло по HDMI, все как положено.
Сама консоль Playstation 3 за свой век претерпела немало ревизий. Оригинальная Fat’ка как-то прошла мимо меня, больше запомнились Slim и Super Slim ревизии консоли, из раза в раз уменьшающиеся в размерах и кушающих все меньше и меньше электричества. Для души, для эстетического удовольствия, для памяти себе оставил только Slim. Не соврать, у меня их было не меньше четырех, наверное, от этого к ее форм-фактору подсознательно и привык. Стоит она одиноко, скучающе на полке; давно не запускаемая, отдыхающая. Собирает пыль.
По мере пользования консолью в ее прямом назначении, для игр, для меня больше и больше открывалась привлекательность трофеев. В определенный момент времени разработчиков обязали добавлять в свои игры трофеи/достижения для подогрева интереса геймеров, для более голубоокого погружения в игру, чтобы возгордиться списком трофеев в своем профиле или просто достать до печени. В любом случае, именно из-за трофеев мы открыли в нас новые грани своей упоротости и занудства. Во время начала эры трофеев Playstation еще не полностью заменила для меня стационарный компьютер. Существовали игры, которые, даже по прошествии времени, не удаляются с компьютера и в них всегда приятно вернуться. Двадцать-какое-то прохождение Grand Theft Auto Vice City (особенно вдоволь поразвлекавшись с GTA Editor и VC Particle Editor), очередной полуночный рейд в World of Warcraft, cs_mansion 2 на 2, q3dm16 с Xaero или миссия на гоночном треке за Томми Анжело на высокой сложности. К слову сказать, с тех времен само собой разумеющимся считаю брать каждое новое дополнение для World of Warcraft и на несколько месяцев уходить из мира.
2010 год стал переломным моментом моей консольной жизни. А точнее, осенний групповой конкурс на ресурсе ps3trophies.com, в котором предложил поучаствовать знакомый по гоночным играм болгарин. Суть была проста: команда из 5 человек, дается две недели и кто больше получит трофеев. Призом была красивая иконка над аватаром. Тогда и была получена первая платина: Assassin’s Creed II 3 ноября 2010 года. Приз на форуме мы так и не выиграли, заняли всего третье место, но идея получения заветного и красивого платинового кубка в играх начала зарождаться. С этой осени компьютерные игры все меньше и меньше привлекали меня. Желание получить во всех играх все трофеи сильнее и сильнее одолевало. Забегая вперед скажу, что от этой зависимости, со временем, вылечился. Почти. Бум CGI-графики, высоких разрешений, миллионов миллиардов пикселей и подобных затратных и требовательных к компьютерному железу вещей только повышали ценник на комплектующие. Нежелание и невозможность апгрейдиться приводили к сокращению времени игр на клавиатуре с мышкой.
Эти процессы в компьютерном мире помогли осознать еще один плюс консоли: ее не надо апгрейдить, как компьютер, с периодичностью раз в два года (временной интервал взят с потолка). Это законченная система, в которую вставляешь игру и играешь. Про нынешние поколения консолей, изменившие парадигму рынка, говорить не особо хочется, так как ситуация покупать раз в два-три года «более мощную версию имеющейся у тебя консоли» считаю бредовой. С Playstation 3 задумываться приходилось только о больших ценах на игры. Благо, распродажи, барахолки и скидки никто не отменял. Любая новинка падала в цене спустя месяц (если хорошо искать), а через квартал можно было найти за полцены. При условии, что играть на старте продаж игры не было целью.
Вопрос удобства игры с джойстика даже спустя столько лет вводит меня в горячие, ожесточенные иногда и рукопликладческие дискуссии с друзьями. Маленький, комфортный джойстик от Playstation 3 сразу ложится в руку и не собирается от нее отлипать. В FPS все равно играется очень непривычно и зачастую криво. Хорошо что дискомфорт от первых ощущений прошел без последствий. Гоночные игры, аркады, TPS - сложно будет переубедить, но джойстик идеален для этих жанров. Это не деревянные WASD с положением нажаты/не нажаты; это чувствительное, аналоговое управление со стиков. Сплошное удовольствие.
Все вышеописанное отнюдь не значит полное игнорирование стационарного компьютера или, в нынешних реалиях, ноутбука. Всегда готов поставить пару десятков фрагов в неумирающий Quake III Arena, просидеть ночь над XL картой в Heroes of Might & Magic 3 против 6 противников или же продолжить строить машину судного дня в Minecraft. Эти, как и озвученные выше игры, никогда не удаляются с жесткого диска. У них неприкосновенный статус. И, да, все они все еще могут запуститься на моем старичке!
Во времена Playstation 2, компания Microsoft выпустила на рынок свой вариант домашней консоли - Xbox. Много сказать о нем не могу: так же как и Playstation 2, он прошел мимо меня. Немного больше могу рассказать о Xbox 360, так как это тоже поколение, что и Playstation 3. Майкрософтовская консоль не особо привлекала, поэтому идей о ее покупке не возникало. В Playstation 3 было все, что мне требовалось: игры, просмотр blu-ray фильмов, крайне неудобный браузер для интернета (важно наличие), подобие социальной активности при общении с друзьями через консольные сообщения. Чего еще можно желать? Вот на этом моменте логика большинства расходится с моей. Если создать график или подвести статистику исходя из предпочтений, окружающих команду Horror Production людей, станет ясно, что консоль Xbox больше на слуху, нежели Playstation. Ключевой фактор: ее можно было сломать и, как следствие, прекратить тратить свои кровные денюшки на лицензионные диски. Процедура слома не опустошала карман и на радиорынках всегда можно было купить уже готовый продукт. Наверное, выгода с этого какая-то была. Нельзя поиграть в мультиплеере (пару раз слышал истории, что кто-то где-то во что-то умудрялся поиграть; именно истории) и что с того? DVD болванка стоила в десятки раз дешевле лицензионной игры, а при оптовых покупках, в сотни. SSD-диски тогда были фантастикой, как и терабайтные хранилища обычных HDD. Мы хранили важные данные, видео-не-для-всех, запрещенные материалы и все, что, в теории, когда-нибудь понадобится, на болванках. Недавно нашел такую башню с болванками, полностью забитыми «важными» материалами, в самом дальнем и темном углу шкафа. Интересно было вспомнить, какую музыку я слушал в школе. Как нашел, так и выкинул все эти диски, предварительно получив эстетическое удовольствие, сломав их пополам с характерным хлопком. Для сломанных Xbox 360 достаточно было выкачать образ диска из интернета, записать его «специальной» программой и играть. «Специальной» выделено, потому что я не знал ни одной программы для записи, подходящей для таких пиратских нужд. Я пользовался Nero Burning Rom. Для Xbox требовалась побайтовая запись образа на диск. Использовались специальные программы типа ImgBurn.
Сломанный Xbox 360, как альтернатива PC, не особо привлекал. Да, красивый беленький дизайн, вазообразная форма, зеленая подсветка и огромных размеров, по сравнению с японской альтернативой, джойстик. Джойстик от Xbox мне казался громоздким, неудобным, странным. Сейчас ничего не изменилось, только «неудобным» ушло. Возможность купить домашний кинотеатр в то время отсутствовала, потому наличие blu-ray привода в консоли от Sony очень радовало. Да, коллекционирование фильмов на blu-ray носителе тоже началось с Playstation 3. Фильмы всегда были если не приоритетнее игр, то минимум на уровне с играми. Отголоски этих приоритетов вы можете увидеть в разделе review нашего сайта. На полки для blu-ray DVD диски туда уже не лезли: слишком большие коробочки. А вот коробки от игр для Playstation использовали практически такой же размер, как и синие blu-ray’ки. Еще один одобрительный кивок в сторону Playstation.
Эти годы, годы прошлого поколения консолей, были отличным временем. Мы играли, радовались новым оцифрованным фильмам в Full HD качестве (особенно запомнились релизы с детства любимых Хищника и Бондианы), не задумывались о системных требованиях и просто получали удовольствие. Но время не стоит на месте, и для больших корпораций появилась «стена» - консольные мощности уже не могли справляться с новыми играми. Игроков становилось все больше, и геометрическая прогрессия любителей смотреть в красивую графику на больших телевизорах подходила к своему логичному увеличению. Миру были представлены новое поколение консолей Sony и Microsoft: Playstation 4 и Xbox One.
Не претендую на полную правду или отличную память про время анонсов/релизов текущего поколения консолей. Помню только, что Microsoft очень проиграли в битве дорелизного соревнования. Помню, читал новости, сожалел, но не более. Гонка за звание «лучшая консоль» меня совершенно не трогала: я точно знал, какую консоль я куплю. Не имело значения как она выглядела, насколько уступала или превосходила конкурентов, не было разницы какая у нее начинка и подобное. Я собирался купить новую консоль Sony. Надо идти покупать, все просто. Идея о покупке Xbox One не возникала от слова совсем. Более семи тысяч трофеев, на то время, делали однозначный выбор в сторону Playstation 4. И консоль была куплена практически в дату релиза.
Что можно было сразу сказать о новинке? Она вызывала много положительных эмоций, но и оставляла некое недоумение. Меню было кардинально переработано из-за стремления увести все в сеть и социальщину. Возможности трансляций, сохранения видеороликов, скриншотов - функции, которых, даже мне, иногда не хватало на прошлом поколении. А уж функция, заставляющая консоль делать скриншот в момент получения трофея - это Вау! Меню изменилось, но осталось интуитивно понятным, не смотря на множество новых функций.
Новая форма джойстиков Dualshock 4, позволила посмотреть на Dualshock 3 с возгласом «Вот чего не хватало!». Кнопка Share, трогательная панель - оказалось, это не самое главное. Меня поразил динамик в джойстике и удлиненные ножки, благодаря которым держать его стало еще удобнее. Гарнитура теперь могла быть подключена напрямую в джойстик. В него же можно было впихнуть обычные наушники и выводить весь звук из игры в них. Дико удобно, когда не хочешь кого-либо разбудить посреди ночи. Правда, к сожалению данная функция не спасает от громких возгласов на игру. Стоит указать на коробке с джойстиком.
В любом случае, я был в восторге от консоли. Множество игр, эксклюзивы, HD ремастеры игр с прошлого поколения. Для фильмов был куплен отдельный домашний кинотеатр, поэтому в «четверке» функционал blu-ray проигрывателя не интересовал. Консоль отлично вписалась в инфраструктуру гостиной и стала неотъемлемой ее частью. Основная странность, которая сначала омрачала, а потом забылась - это невозможность заставить консоль выводить звук только через оптику. HDMI, воткнутый в телевизор, упорно дублирует звук. Интересный псевдо surround, добавляющий еще два канала спереди. Сначала придавал этому значение, сейчас даже не смогу сказать, вылечили эту странность или нет.
Продолжая выпускать новые обновления к консоли, компания Sony, потихоньку, не спеша, добавляет новые и новые возможности/функции в свое детище. Не все конечно интересуют, не все считаю целесообразными, но некоторые очень даже ничего. Например, возможность сидеть и играть в статусе «невидимый». Друзей у меня не много, а те, кто есть в списке друзей Playstation, точно не должны знать, во что и когда я играю. Вдруг у меня начальник в друзьях? А я, сказавшись больным, иду мир спасать в очередной космической/военной/гоночной/постапокалиптической игре! Нельзя так подставляться.
Некоторое время спустя появляется новая ревизия консолей (так же как и с «трешкой»). Новая версия «четверки» меньше греется, уменьшено энергопотребление, увеличен объем жесткого диска и другие, характерные для новых ревизий плюшки. Своеобразная работа над ошибками. Вроде, у Microsoft тоже была такая работа над ошибками, и новая ревизия поступила в продажу через год после релиза оригинального Xbox One.
Прошло совсем немного времени, и Sony анонсирует Playstation VR. В мире идет бум на виртуальную реальность: Oculus Rift дают на тесты обычным людям, а не избранному кругу посвященных, HTC презентует свой шлем Vive, появляются в продаже пластиковые/бумажные/картонные/деревянные накладки на телефон, позволяющие вставлять оные в них, одевать на голову и притворяться, что для понимания виртуальной реальности не требуется платить сотни долларов, а достаточно телефона Samsung. Огромная корпорация Sony не может пройти мимо таких веяний моды и делает свой шлем. Действительно удобный, относительно практичный, красивый шлем повышает восприимчивость тебя как игрока, участвующего в событиях, разворачивающихся на экране. В дополнении к контроллерам Move, перекочевавших с консоли прошлого поколения, Sony выпускает Aim controller. Выглядящий как футуристическая винтовка, это такой же пистолет, как был у всех друзей по улице (кроме тебя) с приставкой Dendy. Пистолетом от Sony не пострелять в лампу. Приходится целиться в телевизор (при условии, что камера Playstation Camera прикреплена к нему). Контроллер вышел в комплекте с шутером Farpoint, где приходится отстреливать толпы жуков на недружелюбной планете, чтобы добраться до разрушенного корабля. Честно, просто чтобы поиграть в эту игру стоит купить VR и Aim Controller.
Хочется упомянуть камеру Playstation Eye для Playstation 3. Один из провалов, на мой взгляд. Хорошо помню рекламу этой камеры с игрой Eye Pet: направив камеру на пол, на экране телевизора можно было видеть маленьких пушистых существ, с которыми можно поиграть. В теории, детям такая задумка могла быть интересной. Но, не выстрелила. Компания Microsoft выпустила Kinect, позволявший и прыгать, и скакать перед ним (такие игры были популярны в комплекте с ним). Камера Kinect была лучше почти по всем параметрам. Начиная от угла охвата и заканчивая поддержкой компании. Playstation Eye мне пригодилась только один раз: при получении трофея в игре Burnout Paradise.
На самом деле, VR - это прорыв. Новый уровень ощущений от игры. Он накладывает некоторые ограничения (площадь комнаты для игры, усталость глаз, постоянная стойка на ногах), но доставляет море удовольствия. Пройтись по горам Elder Scrolls Skyrim’a, пострелять какодемонов в Doom VFR, почувствовать себя Бэтменом, попытаться спастись из странного дома в Resident Evil 7, либо сесть за руль недоступных для нас в реальной жизни автомобилей в играх Grand Turismo Sport или Driveclub VR. А уж для последних двух гоночный руль просто необходим. Количество игр продолжает расти, новая ревизия Playstation VR, поддерживающая HDR изображение, уже анонсирована.
Совершенно не логичным шагом был анонс новых консолей. Мол, обычная Playstation 4 хорошо справляется с VR, но если вы хотите, чтобы справлялась еще лучше, чтобы было 4К изображение, функция HDR и другие новомодные штуки, мы представляем вам новую, улучшенную консоль Playstation 4 Pro. Одну Pro выпускать смысла нет, поэтому предложим вам еще Playstation 4 Slim. Pro - большая, Slim - маленькая. Гармония. Разработчики от мала до велика выпускали патчи для своих игр, чтобы подтягивать их до 4К, увеличивали дальность прорисовки, добавляли пикселей и всего прочего, чтобы игроки ощущали разницу между обычной «четверкой» и Pro версией.
Microsoft этот финт ушами приняла к сведению и на год замолкла. Через год она выпустила «самую мощную консоль в мире» - Xbox One X. По тестам она и правда мощнее. Пусть так и будет. Даже после ее релиза я не задумывался о покупке консоли Microsoft. Не задумывался до марта 2018 года, когда увидел новость о добавлении игры Mafia II к списку обратной совместимости Xbox One. Как можно заметить, между новостью о добавлении Мафии к обратной совместимости (15 февраля) и датой покупки консоли Xbox One X (24 марта) прошло не так много времени. До чего может довести человеческая глупость. Желание, наверное, в десятый раз пройти культовую для меня игру на единственном устройстве, которого у меня не было и на котором она не пройдена. Это желание привело к покупке. Но сразу сесть поиграть мне не удалось из-за некоторых сложностей. Одной из главных сложностей было отсутствие в продаже в официальном Российском магазине Microsoft цифровой версии игры.
Добавлю, что на момент финального редактирования статьи, цифровая версия игры Mafia II, как и игра Doom 3: BFG Edition, в которую тоже хотелось поиграть, так и не появились. Сообщение в официальном магазине гласит: «товар недоступен для вашего региона», а для Doom 3, совсем все плохо: игра больше недоступна. Совсем. Вот так, покупаешь консоль ради одной старой игры, и чтобы поиграть в нее, приходится устраивать танцы с бубном.
Мы не всегда жили в век цифровой дистрибуции контента. А сложно ли сейчас найти Mafia II на физическом носителе? Оказалось, сложно. Диски для Xbox 360 найти сложнее, чем для Playstation 3, особенно сейчас, когда эти консоли вроде как отжили свой век. На помощь пришли всем известные сайты по перепродаже вещей. Пара дней поисков и продавец с вменяемым набором игр был найден, и мы договорились о встрече. Получив заветные диски (взял Mafia II и Red Dead Redemption GOTY) я ощутил себя перенесенным во времени. Последний раз, на моей памяти, обмен дисками из рук в руки происходил в старшей школе. Не скажу, что сейчас сильно отличаюсь от нашего знакомого и любимого «мужчины в полном расцвете сил», но как же давно это было! Оставил себе «галочку», что покупка новой консоли навевает воспоминания и вызывает нервные смешки.
После обмена дисками/воспоминаниями нашелся еще один плюс игр на Playstation 3. Приставка Xbox 360 использует двухслойные DVD-диски, которые имеют свойство царапаться, сильно царапаться. Хуже DVD только обычные CD-диски, которые могут поцарапаться и перестать воспроизводиться просто лежа в кейсе. Blu-ray диски в этом плане фавориты - за все годы пользования физическими носителями, я так и не смог их поцарапать. По полу катались, о стол ударялись, даже поскальзывался на них - ни единой царапины.
За многие годы претерпели изменения и коробки для физических носителей. Коробки для игр от Playstation 3 были маленькие, низкие в сравнении с DVD-боксами, прозрачные, иногда какого-то цвета (серия Platinum была полностью металлического цвета). Для Playstation 4 коробочки просто перекрасили в синий цвет и сделали менее обтекаемыми в угоду квадратности. Коробки для Xbox One изменились разительно: маленькие зеленые коробочки, тоньше, чем у Playstation, после огромных DVD-боксов очень гармонично смотрятся на полке. Коробки для blu-ray фильмов всегда были похожи на коробки от Playstation 3, только тоньше и синие. Со временем, они тоже стали "квадратнее". UHD 4K фильмы продаются в коробках, как у новых blu-ray, только черного цвета.
Поиски игр были в приоритете, но это не помешало параллельно начать знакомство с новым приобретением. Одобрительный кивок Xbox One X получил уже на момент распаковки: в коробке присутствовали два промокода. Первый - это 14 дневная подписка на Xbox Live Gold, которая, как и подписка Playstation Plus, дает доступ к мультиплеерным составляющим игр и добавляет дополнительную скидку в цифровом магазине. Второй - месяц подписки на Xbox Game Pass - сервис, за который Microsoft'у можно поаплодировать. Этот месяц я смогу играть в 30+ игр, совершенно бесплатно. Либо до момента, когда у меня кончится подписка, либо до того, как их уберут из списка и заменят другими. Эта подписка особо актуальна, так как с консолью я не покупал никаких игр. Месяц мне не нужно задумываться о том, во что поиграть. В дальнейшем играми на аккаунте обрастет и эта экосистема, но пока можно пользоваться Game Pass. Компания EA так же выпустила свою подписку на сервис EA Access, в котором собраны игры от компании. Та же помесячная оплата, но наличие подавляющего большинства игр из списка Access на моем аккаунте Playstation делает эту подписку бесполезной для меня. Ну и осадочек от компании EA, после ее скорого, продолжающегося закрытия серверов к спортивным (и не только) играм, остался.
Обидно, что компания Sony не сделала никакой альтернативы таким подпискам. Да, существует Playstation Plus, который дает дополнительные скидки и около 5 бесплатных игр в месяц на различные консоли Sony, который нужно покупать, в любом случае, чтобы играть по сети. С другой стороны, вопрос аренды или покупки игры может стать критичным в некоторых случаях.
Когда начинаешь работать с консолью, первое, что требуется - это зарегистрировать аккаунт. Вспомнилась забавная история о первых попытках регистрации учетной записи Xbox Live. На дворе 2009 год. На полках магазинов появляются игры для настольных компьютеров с серой полоскойс надписью Games for Windows Live. Они требовали постоянного подключения к сети, прогресс игры сохранялся в облако, они позволяли добавлять друзей и играть с ними, и главное - они вводили достижения в компьютерные игры. По факту, та же учетная запись Xbox Live, только на компьютере. На момент запуска сервиса в России почти все функции не работали. Отлично помню, как купив лицензионную Grand Theft Auto IV, пару дней пробовал подключиться к сети. Безуспешно. Начал копаться в интернете. На официальном форуме нашел тему как можно было отключить все сетевые функции и играть автономно. На этом Games for Window Live для меня закончились. Это был отличный пример (так же вспомните всеми любимую защиту дисков Star Force), когда с лицензионным продуктом, за который заплатили свои кровные, в разы больше проблем, чем с пиратским. (Наша команда не поддерживает пиратство ни в каком его проявлении! Но не кинуть помидор в локализаторов/дистрибьюторов/издателей тех годов нам не позволяет совесть.)
Прошли годы, друзья зазывали поиграть в Lost Planet 2. Тогда, с удивлением, опять вспомнил об этом сервисе. Работал он лучше, чем на старте. Без усилий подключился к нему, игра сама скачала для себя последний патч, без труда создали группу и пару вечеров убивали человеков и больших монстров. Даже сейчас все еще можно найти пару игр в библиотеке Steam, которые так же потребуют Games for Window Live учетную запись.
Интересно, что достижения из этой GTA сейчас все так же висят с 0% выполнения на Xbox Live учетной записи. Как и другие игры, в которые я играл на компьютере. Их я увидел, войдя в свою учетную запись на консоли Xbox One X. Ну, как войдя, сначала консоль упорно меня знакомила с собой, подключалась к сетям, качала для себя обновление, настраивалась. Эти полчаса я ей был не нужен. Огромным плюсом для меня стала возможность изменения имени своей учетной записи. Не могу вспомнить, о чем я думал в 2009 году, когда выбирал никнейм. Видно, очень хотелось быстрее поиграть в GTA IV, и имя было выбрано впопыхах. Один раз изменить никнейм можно бесплатно. Следующие разы будут стоить денег. Компания Sony, сколько бы ее не просили, так и не смогла предоставить такую возможность. Поэтому исправить ошибку, которую вы совершили регистрируя аккаунт с большим количеством иксов и цифр, будет нельзя. Об этом стоит знать и помнить. С аватарками для аккаунта у Sony тоже проблемы. В Playstation выбор аватара сводится к ограниченному количеству картинок. Есть бесплатные, либо можно купить за нереальные деньги картинки, которые за счет цены, будут у небольшого количества пользователей. Microsoft позволяет загрузить свою картинку на аватар (если она не нарушает правил компании, ее вам одобрят) или выбрать из стандартных.
Меню консоли Playstation 4 в лучших традициях своей предшественицы. Горизонтальный список с играми и вертикальные списки настроек. Гармония и минимализм. Хорошая возможность менять темы (о них, для Playstation 3, писалось выше; в 4ке отказываться и уходить от таких идей не стали) оформление главного экрана, звуки, все осталось. Предшественницей системы Xbox One была Microsoft Windows. Сначала 8, потом 8.1, прародитель всех блоков. Очень долго я привыкал к 10ке на компьютере после шикарной Windows 7. Потому, блоковость, квадратовость, модульность или как ее еще назвать, в Xbox меня удивила, но не была неожиданностью. На консоли совсем не хочется видеть примерно такое же меню, какое видишь сутками на работе или дома. Если еще и телефон на Windows, получается круглые сутки смотреть на квадратики. Жуть.
Реализация некоторых вещей совсем не порадовала. Ограниченное количество плиток с играми на главном экране, невозможность изменить внешний вид экрана, маленькая кнопочка «мои игры и приложения» - единственное место, где можно сразу увидеть все свои игры. По совместительству являющееся местом показа загрузок тех самых игр и приложений. Нельзя назвать все эти придирки недочетами. Для меня это было непривычным, поэтому и вызывало вал и бурю эмоций. Используя консоль уже некоторое время, могу сказать, что привык и особый дискомфорт не проявляется.
Главный экран консоли Xbox One X имеет 4 меню/раздела: Главная (управление играми, основная информация, предложения магазина, последние использованные приложения), Mixer (трансляции игр, подписки на людей, просмотры роликов по играм), Сообщество (обзор актуального контента, лента новостей друзей, клубы) и Store (собственно, магазин). Куда бы вы ни зашли (кроме активности друзей), будет открываться отдельное приложение. Раздел Store работает странно: какой раз уже не подгружает предложения моего региона, и поиск работает сам по себе. Из меню Store не получается найти игру, но если зайти прямо в приложение, поиск удается.
О разделе Mixer много сказать не получится. Это место, где люди показывают как играют в игры. С голосовыми и текстовыми чатами. Этот раздел, как и раздел Трансляций в Playstation, меня не особо интересует. Если кому-то интересно, как дети с писклявыми голосами, не всегда понятным языком и комплексами сорокалетних любителей спортивных программ, сидят и орут в телевизор/монитор - мне нет. Я таких в мультиплеере Grand Theft Auto V наслушался, хватит с меня. Рейтинг игры 18+, а в группу к тебе попадают только 12-.
Настройки системы можно найти только через быстрое меню, вызываемое кнопкой Xbox. Так же, отдельное приложение. Настройки обширны. Приставка настраивается так же удобно и интуитивно понятно, как и на Playstation (кроме некоторых пунктов). В разделе подписок видны не только подписки на Game Pass и Live Gold, но, даже моя подписка на Office 365. Это удобно. Информацию о подписке Playstation Plus, если не знать где, можно долго искать. С настройками выключения консоли я так и не смог подружиться. На Playstation существует два вида выключения. Режим энергосбережения, когда консоль потребляет меньше энергии, не прекращает загрузки и быстро включается. Полоса на приставке горит оранжевым цветом. И режим выключения системы: консоль полностью выключается. У Xbox этих режимов, условно, три. Один режим настраиваемый: выключение либо в режиме энергосбережение, либо в режиме мгновенного запуска, когда консоль остается включенной. Один медленный, другой быстрый аналоги энергосбережению Playstation. И обычное, полное выключение консоли. Но делается только через меню настроек. Однако, даже полностью выключившись, Xbox One X подает напряжение на USB-порты.
Возможность обновления прошивки джойстика, честно скажу, меня поставило в тупик. Хорошо, я могу понять обновление прошивки джойстиика Xbox Elite: в нем кнопок и настроек как в клавиатуре - там я могу понять. Но в обычном джойстике что можно улучшить? На самом деле, джойстики для Xbox — это отдельная притча во языцех. Вопросы удобства, напичканности джойстиков уже обсуждались, поэтому остановлюсь на главном. Xbox джойстики могут работать от батареек. Точнее не так. В комплекте к джойстику идет не аккумулятор (он докупается отдельно), а пара пальчиковых батареек. В нынешнее время, даже самый важный, эпатажный предмет гардероба - часы, и тот использует аккумуляторы. Каждый вечер ставим телефон и часы на зарядку. А джойстики для Xbox используют батарейки. Захочется передохнуть от игры, пойти по телефону поговорить, кофе себе сделать, а по возвращению к консоли обнаруживаешь выключенный джойстик. Экономия батареек! Первые разы я не обращал внимание, но чем больше пользуюсь приставкой, тем больше меня это раздражает. А если добавить к этому задержку отклика и усилие, с которым надо пропихивать кнопку Xbox в джойстик, чтобы она включилась - можно рассвирепеть. У Playstation достаточно легкого нажатия на кнопку PS, чтобы включить консоль. И джойстик выключится только полностью разрядившись.
Домашний кинотеатр убрал необходимость использовать консоль как blu-ray проигрыватель. Но прогресс не стоит на месте, и в обиход вошел формат 4K. И вот тут, консоль от компании Sony разочаровала. Xbox One X имеет UHD-привод, позволяющий запускать 4K фильмы, в то время, как консоль Playstation 4 Pro довольствуется обычным Blu-ray приводом. Это нонсенс! Чтобы компания Sony, одна из родоначальниц формата blu-ray, так поступила со своими пользователями. На данный момент, Xbox - самый доступный UHD-плеер на нашем рынке. Странно о таком даже писать.
На момент редактирования статьи, в официальном магазине Sony в России не представлен ни один UHD-плеер, хотя диски с фильмами в 4К-формате (не огромный, но уже достаточный выбор) продаются давно.
Подключения 4K телевизора к консоли от Sony оказалось тем еще удовольствием. Возможно, на телевизорах компании Sony таких проблем не возникает, но из-за поломки деньгопетающего аппарата и невозможности ограбить ближайшее отделение банка, пришлось искать более дешевые альтернативы. Все телевизоры, что были в моем обиходе, были от фирмы LG, и я решил ей не изменять. Неправильное восприятие консолью Playstation 4 цветового диапазона телевизора и невозможность включить режим HDR на телевизорах LG, как оказалось, явление вполне обычное. Благо, в интернетах есть множество статей как правильно все сделать, чтобы работало. Но это же надо искать, читать, потом еще прыгать с бубном, откатывая версию HDCP с 2.2 до 1.4, выключать ее на консоли и только после этого радоваться красивой картинке. Порадовало, как Xbox воспринял 4K телевизор: воткнул HDMI, включил консоль, получил сообщение на весь экран «кажется, ваш телевизор может воспроизводить видео в большем разрешении, изменить?», подтвердил и консоль дает на выбор три варианта глубины цвета. Все. Намного проще, не правда ли?
К каждой приставке есть свои мобильные приложения. У Microsoft приложение для приставки называется простенько: “Xbox”. В него включено все: переписка с друзьями, магазин, подключение к приставке, ленты активностей, помощник, достижения, настройки аккаунта. У Playstation четыре(!) приложения: Playstation (аккаунт, активность, друзья, магазин), PS Communities (сообщества), PS Messages (отдельное приложение для списка друзей и чата), PS4 Second Screen (возможность сделать мобильный телефон вторым экраном). Нужды во всех четырех нет, но установлены все. Интересный момент работы Xbox приложения: если у вас включены в настройках уведомления о достижениях, то все, что получается в играх, будет выводиться push-уведомлениями на телефон. На телевизоре оповещений о достижениях не будет. Узнал я об этом, поиграв в демо-версии Call of Duty и Wolfenstein 2. Выбивание достижений в демо-версиях игр - это нонсенс. У Playstation 3, в начале введения трофеев, тоже такое было, но быстро ушло. А у Xbox осталось. Хорошая маркетинговая политика, ориентированная на таких же больных до трофеев людей, как я, вынуждающая покупать игры и выбивать заветные 100%.
Разница в официальных магазинах у Microsoft и Playstation незначительна. В обоих постоянно проходят какие-то акции, много демо-версий для ознакомления. У Microsoft только один действительно странный момент. В магазине нет корзины. Каждая игра должна быть куплена отдельно, на каждую проходит своя транзакция. У Sony в корзину можно добавить до 10 позиций и купить все одной транзакцией. Отсутствие корзины, наверное плохо сказывается на продажах: возможность совершить большую необдуманную, импульсивную покупку сводится на нет. В Windows 10 есть отдельное приложение “Xbox”, аналогичное версии для мобильных телефонов. Покупал на распродаже Mirrors Edge для обратной совместимости. Из приложения Xbox меня перекинуло в приложение Store. Из приложения Store меня перенаправило в браузер на страницу игры, так как она покупается на Xbox 360. Нельзя просто взять и купить игру.
У консолей Playstation существует активация консоли. У Xbox она тоже существует, но как она работает узнать не получилось, консоль у меня только одна. В настройках консоль привязывается к учетной записи как «домашняя консоль Xbox» и ей можно управлять с мобильного приложения. Sony я пользуюсь много лет, поэтому могу рассказать подробнее.. В старые добрые времена (Playstation 3) у вашего аккаунта было пять активаций (позже их урезали до двух). То есть, ваш аккаунт можно было активировать на пяти консолях. Это было удобно, если идти к другу, у которого тоже есть консоль. Можно было активировать свой аккаунт у него на приставке и спокойно играть. Но этот вариант был так себе, потому что большинство таких походов в гости заканчивались полуночным распитием разных напитков и разговорами за жизнь, в то время как Playstation 3 упорно выкачивала новые игры. Такие ситуации не были частыми, а как можно было пользоваться пятью активациями себе в плюс, умельцы очень быстро нашли.
Купив одну игру на аккаунт, в нее могли играть пять человек. Многие этим промышляли. Куда проще было скинуться с друзьями на новинку впятером, нежели покупать одному за полную стоимость. Именно такие махинации и заставили Sony уменьшить число активаций. У Playstation 4 только одна активация. Один аккаунт может быть активен только на одной консоли. Поэтому на Pro’шке просто вбит мой аккаунт без активации (я все равно могу играть в игры, купленные на нем, при условии постоянного подключения к интернету) и обычная четверка, с активированным аккаунтом. Одновременно зайти с двух консолей Playstation 4 на один аккаунт нельзя, но зайти на аккаунт на Playstation 3 и одновременно на Playstation 4 можно.
Сравнивать дизайны консолей кажется нецелесообразным. Эстетическое пристрастие у каждого свое. Я уже давно перестал выбирать вещи, опираясь на их внешний вид. Купив приставку, вы положите ее в гостиной около телевизора. Или поставите около компьютера с монитором. Со временем, где бы она не находилась, консоль станут таким же предметом мебели, как и окружающие. Не удивлюсь, если на стоящей вертикально консоли у друга увижу лежащие неделю-две носки или футболку. Он, в свою очередь, не удивится, если не сможет найти у меня дома на полке за грудой бумаг, книжек и фильмов мои консоли. На системный блок вы же кладете мелочь, ключи, или что-нибудь еще? На спинку стула нет-нет, да повесится какой-нибудь предмет гардероба. Вот и консоль начнете использовать как дополнительную полочку. Главное, как у любой техники, не перекрывать вентиляционные отверстия, дабы не перегревалась. Поэтому описывать баталии дизайнеров между коробкой и параллелограммом излишне.
Хотя, и в продуктовом магазине я слышал интересные дискуссии о выборе продукта на основе его внешнего вида. И это я не о зеленых сырах или синих пельменях. Запомнился выбор водки по форме бутылки, супружеской (как я понял) парой. Было это в будний день в полдень. Они комизм ситуации не ощущали.
А вот список игр по обратной совместимости для Xbox One вызвал противоречивые мысли. С одной стороны, все интересные мне игры того поколения были пройдены (получены платины) на Playstation 3. С другой стороны, одной мафией я точно не обойдусь, особенно после последних новостей об обновлении списка «лучшее для Xbox One X». В этот список вошли культовые игры, усиленные мощностями Xbox One X, позволяющие играть в 2160p. Мне интересны минимум четыре позиции в этом списке: Mirror’s Edge, Oblivion, Red Dead Redemption и the Witcher 2. Такие игры можно проходить не раз, а получение достижений на Xbox-аккаунт только добавит радости.
Сравнивать игры в этой статье специально не стал. Покупать две одинаковые игры, чтобы посмотреть на какой консоли картинка красивее, считаю уделом игровых изданий с командами журналистов и бюджетами, сравнимыми с моими заработками. Для рядового пользователя выбор платформы, на которой играть, прост: играть надо там, где удобнее. Или дешевле. Новинки ААА проектов на обеих консолях стоят одинаково, поэтому вопрос только удобства. Каждая консоль выдает красивую картинку, каждая хороша. Если гнаться за пикселями, полигонами и подобным, вы выбрали не те платформы. Ваш удел персональные компьютеры. Здесь же, я купил консоль, я купил игру, и я буду в нее играть так, как ее оптимизировали разработчики, а не так, как мне скажет конфликтующая с материнской платой оперативная память. Все мы геймеры, все мы со своими скелетами. Важно, чтобы каждый играл и получал от этого максимальное удовольствие.
Не стоит забывать о консольных эксклюзивах. В нынешнее время большинство игр, выходящих на обеих платформах, имеют конкретные бонусы: будь то ранний доступ к дополнению, эксклюзивные внутриигровые предметы и подобное. Если такая временная эксклюзивность важна, то игру надо брать на ту приставку, на которой все это будет. Если нет, то в большинстве случаев дополнительный контент, со временем, появится полностью на обеих консолях. Большинство эксклюзивных игр для Xbox One сейчас приобретаются по программе Play Anywhere: покупая игру на Xbox One, вы одновременно получаете возможность играть в игру и на компьютере, на котором установлена Windows 10. Эксклюзивные игры на Playstation есть только на Playstation. И их, на самом деле, не мало. Это стоит учитывать.
Для себя любимого, я распределил консоли в такой иерархии: Playstation 4 Pro для крутых AAA-проектов, Playstation 4 для инди-игр и небольших проектов, Xbox One X для души (обратная совместимость) и для всего остального, чего нет на консолях Sony или того, чего я принципиально не брал из-за трудного/долгого выбивания платины. Наличие аккаунта, на котором я не связан стремлением получить заветную платину, открывает новые горизонты. Осталось найти время, которого катастрофически не хватает на такой амбициозный план по времяпрепровождению за играми.
Не стоит винить автора статьи в, возможно, некорректно описанных функциональных особенностях консолей. Вся статья, все ощущения, все мысли - сугубо индивидуальные и ни в коем случае не пытаются быть навязаны читателям. Идея статьи начиналась как интуитивное сравнение двух ведущих приставок, без оперирования цифрами, мощностями и подобными техническими характеристиками, и закончилась навеянными воспоминаниями прекрасной юности. Автор не призывает опираться на статью, при выборе приставки. Если только вы не берете две сразу.
27.05.2018
Все статьи